Развиваемся играя. Игрушки до года.
Развиваемся играя. Игрушки до года.
Целью первых игр малыша является не только удовольствие от процесса, но и развитие новых навыков, познание окружающего его мира. Игрушка - мощный стимулятор умственного развития ребенка, поэтому родителям нужно внимательно относиться к их выбору. Вид, форма, размер, издаваемый звук при подборе игрушки имеют важное значение на каждом возрастном этапе развития ребенка. Даже самые лучшие развивающие игрушки, не подходящие ему по возрасту, никакой пользы не принесут.
Для того чтобы родителям не запутаться в организации игрового пространства, нужно знать какие игрушки можно смело использовать соответственно тому или иному возрасту их малыша:
С рождения к кроватке крохи можно прикрепить музыкальный мобиль с 3-4 яркими и с четкими очертаниями игрушками, которые, кружась над крохой, развивают зрение, а приятная музыка слух. Вешать его нужно по центру колыбельки, примерно на расстоянии 40-50 см от ребенка. Пока малыш бодрствует, можно положить ему в кроватку мягкую игрушку (желательно с коротким ворсом или без него). На время сна плюшевого друга необходимо убрать, чтобы кроха случайно не уткнулся в него лицом.
С 2-3 месяцев малыши очень любят смотреться в зеркало, поэтому смело можно покупать игрушки с зеркальной поверхностью, чтобы кроха мог любоваться своим отражением. Зеркальце понадобится ему продолжительное время для психологического развития, осознания собственно «я», выбирать стоит зеркальце побольше, чтобы кроха мог видеть свое лицо полностью.
С 3месяцев малышу можно вкладывать в ручку погремушки, которые будут стимулировать зрение и слух, развивать хватательные навыки крохи. Примерно к 4 месяцам малыш уже сможет самостоятельно брать погремушку в руку и удерживать ее, поймет, что от нее исходит звук. Достаточно 3-4 погремушек, отличающихся цветом, формой и издаваемым звуком – это нужно для того, чтобы малыш от игры с каждой погремушкой получал разные слуховые и зрительные впечатления.
Так же с 3 месяцев ребенка будет радовать игровой коврик, с подвешенными на дугах игрушками, до которых малышу легко дотянуться, чтобы подергать и покрутить их. Таким образом хорошо развивается зрение, слух, мелкая моторика и осязание. Когда малыш сможет долго лежать на животике, к коврику прикрепляют всевозможные звенящие, шуршащие, пищащие предметы, игрушки на липучках и пр. Важно данными дополнениями к коврику задействовать все органов чувств: зрение – красочными игрушками, слух - звуковыми деталями, осязание – разнообразием материала, из которых выполнены игрушки.
Развивающий центр, предлагающий несколько видов действий: к примеру, дергать, стучать, тянуть, вращать – прекрасный тренажер для координации движений ребенка от 6 месяцев. Элементы центра должны быть достаточно просты, но при этом они должны показывать ребенку, что его действия рождают результат: дернешь – выпадет шарик, стукнешь - пропадет игрушка, покрутишь - изменится цвет и т.д.- это способствует развитию логической связи.
Хорошими помощниками в развитии мышления, зрения и тактильных ощущений являются книжки-игрушки. Они могут быть пластиковыми и картонными со всевозможными фигурками, музыкальными деталями, игрушками; текстильными с различными шуршащими вставками; резиновыми для игр при купании, пищащими и брызгающими.
Неваляшка поможет крохе развить наблюдательную способность, научиться анализировать и концентрировать внимание. Малыш будет охотно наклонять неваляшку и удивленно наблюдать, как она встает вновь.
В 7-8 месяцев, когда малыш уверенно сидит, большую радость ему доставляют игры в ванной, поэтому появляется необходимость приобрести игрушки именно для этого занятия. Различные резиновые уточки, лягушки, кораблики, мячики и лейки станут прекрасными помощниками в развитии познавательных способностей карапуза. Яркие игрушки развивают воображение, улучшают координацию движений и помогают выработать глазомер. отдавать фирменным игрушкам, маркам с хорошей репутацией.
С 9 месяцев ребенку могут быть уже интересны и игрушки – сортеры. К этому возрасту детки могут уже осмысленно интересоваться сортировкой и вкладыванием предметов в отверстие. Для начала стоит купить более легкий вариант игры, опираясь на возможности своего ребенка, постепенно предлагая ему более сложные варианты. Количество отверстий и, соответственно, для первого сортера лучше выбрать 4 фигуры простой формы (например, круг, квадрат, треугольник, крест). Большое количество деталей может отвлекать и рассеивать внимание, а сложные формы вроде ромба, звездочки или восьмиугольника ребенку будет сложно отличить от квадрата, цветочка и шестиугольника, что может вызвать разочарование от неудачи «попадания в цель» и потерю интереса малыша к данной игре.
Различные кубики, пирамидки, матрешки – важные игрушки для малыша, благодаря им он развивает зрительно-моторную координацию, познавательную способность и формирует понятие величины.
Игрушки-вкладыши, примерно с 10 месяцев, ребенок начинает осваивать с примитивных форм: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Позже можно будет включить предметы и посложнее.
Ходунки помогут малышу сделать первые шаги, а яркая панель со всевозможными развивающими элементами может заменить несколько отдельных игрушек, что, несомненно, выгодно не только в цене, но и в экономии места. Когда малыш получит начальные навыки ходьбы, на помощь придут игрушки-каталки. Детям очень нравится возить их перед собой, совершенствуя шаг, что вскоре позволит пойти самому без поддержки.
На сегодняшний день производители детских товаров предлагают массу всевозможных игр, и стоя в магазине посреди всего представленного великолепия, сложно понять, что именно купить ребенку. Прежде всего, нужно ориентироваться на материал игрушки, на ее безопасность (отсутствие мелких деталей, которые можно легко оторвать и засунуть в рот), функциональность, вид и издаваемые звуки. Так же она должна быть удобна ребенку, чтобы он мог ее легко держать.
Необходимо смотреть и на маркировку с указанием возраста, для которого игрушка предназначена. Не нужно стараться купить младенцу куклу, умеющую разговаривать, двигаться и плакать - кроха не оценит ее примерно до 2 лет. Если подаренная ребенку игрушка ему не понравилась - не нужно расстраиваться, скорей всего, малыш пока до нее не дорос. Ее можно предложить для игры вновь спустя какое-то время, ведь дети не бросают игрушек, возможностей которых они не исчерпали, а значит, в скором времени он исследует и ее.